Главная / Красота и здоровье / Психология / Перегорели? Шесть правил эмоциональной гигиены

Перегорели? Шесть правил эмоциональной гигиены

Доктор психологических наук, создатель технологии SKILLFOLIO Виктория Шиманская рассказывает, как справиться со стрессом, вызванным синдромом профессионального выгорания. Всемирная организация здравоохранения официально признала этот синдром психическим расстройством, которое требует квалифицированной медицинской помощи. Попробуем освоить несколько простых правил, которые помогут сохранить наше психологическое здоровье.

Виктория Шиманская, доктор психологических наук

1. Пятиминутка рефлексии

Заведите себе правило: каким бы напряженным ни был ваш рабочий день, минимум раз в два часа делайте «санитарную паузу». Задайте себе следующие вопросы:

  • Удобно ли я стою (сижу)? Не пора ли мне размяться, сменить положение?
  • Что я чувствую? Усталость, досаду, раздражение, радость, энтузиазм, что-то еще?
  • Нравится ли мне то, что я делаю? Правильно ли то, что я делаю? Это то, что я хочу делать по жизни, день за днем?
  • О чем я думаю? Нет ли у меня мысли, которая мешает работать? А может быть, наоборот, есть навязчивая мысль о работе, которая не дает вам покоя?

Для этой практики нужно всего несколько минут: вы можете не отрываться от работы полностью, чтобы выпрямить спину и размять ноги, можете продолжать выполнять простые механические действия, мыть посуду, заполнять ежедневник – и в то же время сканировать свое состояние и «ловить» как позитивные, так и негативные ощущения от работы.

2. Пять чувств в моменте

Очень известный и полезный способ вернуть себя в реальность, когда на работе кипят страсти и вокруг сплошные взрывающиеся дедлайны. На несколько секунд отрешитесь от работы и переключитесь на свои ощущения: что я вижу? что я слышу? что ощущаю? что за вкус у меня во рту и какой запах я ощущаю? Что из всего этого мне нравится, вызывает воодушевление, интерес, волнение? А что не нравится, от чего хотелось бы избавиться? Ответы на все эти вопросы в сумме рождают образ вашего рабочего момента. Хорошая новость в том, что почти всегда какую-то деталь момента можно изменить: добавить в него запах кофе или любимых духов, оторваться от таблиц на мониторе и посмотреть в окно или на приятный пейзаж, положить в рот мятное драже, включить музыку или, наоборот, «выключить» раздражающие звуки.

3. Такие разные паузы

Мы все отлично знаем, как важно устраивать короткие перерывы – но почти никогда их не устраиваем. Нам сложно организовать себе паузу, придумать для нее подходящий повод. Кстати, многие курят только для того, чтобы иметь легальную возможность прерваться на пару минут и со свежими силами броситься в работу.

4. Какую полезную паузу можно сделать на работе?

  • Кислородную: просто взять и выйти на улицу на пару минут — ни для чего, просто чтобы ненадолго оказаться не внутри офиса, а за его пределами;
  • Креативную: если числа не сходятся, мысли не приходят, слова плохо подбираются – зайдите на минуту в Pinterest и подберите подходящую цветовую гамму под вашу текущую задачу и настроение. Переключаясь, вы отправляете рабочую задачу в область подсознания, которое прекрасно справляется с работой, пока вы занимаете сознание чем-то отвлеченным.
  • Минеральную: встаньте с рабочего места, дойдите до кулера или холодильника и спокойно, маленькими глотками выпейте полстакана минеральной воды.
  • Танцевальную: найдите место, где вы не будете никому мешать, включите в наушниках вашу любимую музыку и пару минут просто потанцуйте. Это поможет вам ненадолго «вынырнуть» из рабочих обстоятельств, расшевелить свое тело, восстановить кровообращение.

5. Эмоциональное переодевание

Врач, приходя домой, снимает халат. Юрист вешает в шкаф свой дорогой костюм и роскошный галстук. Актер смывает грим. А не забываем ли мы «переодеваться», придя домой? Как насчет мысленно снять с себя одеяние руководителя, менеджера, помощника, ответственного секретаря – и стать родителем, супругом, другом, забавным рассказчиком, супер-поваром, просто собой? Ведь «застревание» в своей профессиональной роли – значимый фактор эмоционального выгорания.

Чтобы научиться «снимать» с себя рабочие роли и «облачаться» в более комфортные и непосредственные, вам может потребоваться несколько лайфхаков. Например:

  • Соберите коллекцию своих фотографий в разных ролях: рабочих и домашних. Перед началом рабочего дня смотрите на рабочее фото и представьте себя в этом образе, а вечером, когда с работой будет покончено, вспомните себя на домашнем фото и перейдите в режим отдыха и неформального, теплого общения.
  • Заведите себе какую-нибудь деталь одежды или аксессуар, который будете носить только во время работы: это могут быть наручные часы, галстук, серьги, мобильный телефон (особенно рабочий), рубашка, макияж… Придя домой, откладывайте вашу «рабочую» деталь в сторону и вместе с ней забывайте обо всех трудностях дня.
  • Уделите внимание ритуалам: умыть лицо, вымыть руки, убрать в шкаф рабочую сумку, распустить волосы, заварить себе чай… Если выполнять эти ритуальные действия каждый вечер и после этого говорить себе, что рабочий день окончен и дела остались за порогом дома — через некоторое время вам станет намного проще переключаться.

6. Упаковать и смыть эмоции

Неприятные мысли о работе, произошедшие за день неприятности, крики шефа, сорвавшиеся сделки лучше не нести с собой домой. Их можно оставить в офисе, «проговорив в картонную коробочку» и оставив ее на рабочем столе, или мысленно сложив в кулек и выкинув в мусорную корзину. Эмоции можно «смывать» вместе с водой во время мытья рук или просто стряхивать с ладоней широкими, интенсивными движениями. При этом полезно представлять себе, как накопившаяся, «налипшая» за рабочий день эмоциональная пыль смывается, стряхивается, уходит, и вы чувствуете себя свежее и чище.

Источник: kosmetologs.ru

Статьи по теме

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии